Методы детского психоанализа и детской психоаналитической психотерапии имеют долгую и сложную, столетнюю историю развития. Открытие Зигмундом Фрейдом исключительной значимости внутреннего психического мира ребенка, наполненного зачастую конфликтными чувствами, фантазиями, желаниями, позволило не только создать метод психоанализа взрослых пациентов, но и поставить вопрос: «Можем ли мы методом психоанализа помочь ребенку преодолеть его психологические проблемы и специфические затруднения в развитии?»
Благодаря существенному вкладу Мелани Кляйн, Анны Фрейд, Дональда Винникота, Сержа Лебовиси и многих других специалистов удалось разработать метод детского психоанализа, позволяющий лечить с помощью слова психические расстройства, иногда очень сложные и тяжелые, от младенческого возраста и вплоть до юности.
Как показывают данные эмпирических исследований, детский психоанализ оказывается полезным и действенным методом при работе с детьми с поведенческими проблемами, повышенной тревожностью, высоким уровнем эмоционального неблагополучия, страхами, школьными проблемами и проблемами адаптации к коллективу сверстников, а также многими другими проблемами. Он может быть эффективен и при работе с трудными случаями: например, в помощи матери и младенцу при младенческих бессонницах, раннем отказе от груди; при работе с детьми с расстройствами аутистического или психотического регистра.
Работа с детьми реализуется посредством спонтанной игры, развиваемой самим ребенком с помощью предложенных ему в игровой комнате игрушек. Впрочем, ребенок не обязательно будет играть, он может рисовать или рассказывать о тех фантазиях, которые ему приходят в голову. Все вышеперечисленное – игровые действия, рисунки, фантазии ребенка - рассматриваются как имеющие непосредственную связь с его бессознательным, с его внутренним психическим миром.
Психотерапевт с помощью слов пытается придать психический смысл действиям ребенка, дать ему объяснение желаний и чувств, возникающих у ребенка «здесь и сейчас» в отношениях с психотерапевтом. Тогда ребенок в безопасном, защищенном терапевтическом пространстве, которое ему создает психотерапевт, получает возможность преодолеть и проработать те внутренние психические конфликты, которые мешает ему развиваться.
Дети старшего возраста и подростки получают помощь благодаря терапии, реализуемой посредством свободного разговора с учетом возрастных особенностей и конфликтов ребенка и подростка. В подростковом возрасте возможно также применение метода психоаналитической психодрамы.