Пограничные личностные расстройства в контексте межпоколенческой передачи семейного травматизма – М.Л. Евсеева

«Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии своей собственной жизни. Психоаналитический путь раскрытия истины — это путь «свободного ассоциирования», на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни» - Зигмунд Фрейд /«Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии своей собственной жизни. Психоаналитический путь раскрытия истины — это путь «свободного ассоциирования», на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни» - Зигмунд Фрейд /

Дата публикации28.03.2018

Время прочтения статьи23 минуты

Автор

Маргарита Леонидовна Евсеева

Тненинг-аналитик МГП

В последнее время истоки возникновения пограничного личностного расстройства видятся не только в психопатологии матери, воспитывающей ребенка, но также и в «семейной регрессии», процессе, охватывающем семью как целое. В связи с этим, является успешным обращение к современным представлениям о семейной системе в контексте психоаналитических взглядов.

Каждая семья образует собой систему, в которой все ее члены имеют общие способы функционирования, подчиняются определенным правилам, принятым и унаследованным от предыдущих поколений. Члены семьи, находясь внутри своей семейной системы, стремятся к стабильности и гомеостазу. Любые попытки отклониться или игнорировать семейные правила приводят к опасной дестабилизации всей системы, побуждая основных носителей семейных традиций осуществлять «капитальный ремонт», возвращая эту систему в исходное, субъективно выгодное положение.

В обширной психологической литературе семейные системы подразделяют в основном на две группы. Один полюс такого разделения представляют группы так называемых «нормальных семей», а другой – «дисфункциональные» или «симптоматийные» семьи.

Понятие «функциональной семьи» включает в себя гибкую систему межличностных отношений, способную к изменениям и развитию. Такие семьи преодолевают переходные этапы своих жизненных циклов не оказываясь в плену кризисных периодов. У каждого индивида в семье имеется свое место и четкие роли, членами семьи принимаются и признаются межличностные границы и межпоколенческое разделение. История такой семьи органично связана с историей их рода, и идентичность каждого индивида получает подпитку от «семейной памяти», которую он наследует. Конституирующим принципом нормального развития семьи является достижение и разрешение эдиповой стадии, что позволяет сформировать внутрипсихическую структуру с организацией Сверх-Я. Интернализированный запрет на инцест в этом случае приводит к формированию половой идентичности индивида, установлению половой и полоролевой дифференциации с последующим достижением генитального регистра зрелости.

«Дисфункциональные» или «симптоматические семьи» представляют собой слишком регрессивную и жесткую структуру. Поддерживая патологические стереотипы в отношениях, они застревают в ригидных ролях и патологических паттернах, формируя сопротивление любым внешним воздействиям, которые их система рассматривает как фатальные. Уровень тревоги в таких семьях превышает системную способность ее связать или нейтрализовать, что в результате формирует разнообразные семейные симптомы.

Такие семьи, как правило, не достигают Эдипального уровня и остаются в диадической системе проективных отношений, приводящей к параноидальному искажению реальности.

Невозможность принятия и интериоризации третьего объекта образует линейную структуру « бабка – мать – дочь», которая получила название «матрешки».

Дезинвестиция обеих родительских фигур в дисфункциональных пограничных семьях обычно приводит к преобладанию депрессивной тревоги. Тогда доминирующими страхами становятся страх потери объекта и страх интрузии. Также важно отметить наличие в этих семьях феноменов идентификационной путаницы, отрицание разницы полов и поколений. Что касается аффектов, то на первом плане солирует первичная примитивная агрессия и деструктивность.

Используя материалы психоаналитической литературы можно выделить важные особенности, присущие дисфункциональной семье, внутри которой у ребенка развивается пограничное личностное расстройство, а также те механизмы, которые лежат в основе его формирования.
Характеризуя инцестуозность, присущую пограничной структуре, Ракамье опирается на два понятия: «ант-Эдип» и «не-фантазм». Эти понятия определяют роль третьего – отца, отца как третьего в диаде мать-ребенок с позиции его отрицания, а также отсутствие желаний, фантазий по отношению к нему. Третий-отец лишается своей функции буфера, защищающего ребенка от симбиоза с матерью, что может приводить к симбиотическому психозу.

Пути, ведущие к инцестуозности, Ракамье видит в нарциссическом соблазнении и «ант-Эдипе». Термин «ант-Эдип» включает в себя два значения, первое – «анти» (противо) Эдип, второе – «ант», которое происходит от слова «antecedent» (предшествующий, предыдущий), что представляет собой передачу сценариев, в которые входят секреты, травмы, потери из предыдущих поколений по линии матери.

В результате происходит отречение от имени отца и формируется концепция происхождения от единого начала, либо от единой архаичной матери, от идеализированного предка или отца матери. Поколения и личности в таких семьях не дифференцированы, слиты, одни представляют часть других, все роли и места смешаны. В дальнейшем реальные отношения матери с отцом обесцениваются и отрицаются. Если появляются другие партнеры матери, то, скорее всего, они не инвестируются и не воспринимаются. В результате формируется линейная межпоколенческая передача всех семейных паттернов. Все субъекты такой семьи связаны одной пуповиной, неразделимы и собираются в одну монаду, матрешку, мать-прародительницу.

Ракамье видит основанием «ант-Эдипа» непроделанную работу горя по потерянному значимому объекту в прошлом. Это патологическое горе, базируется на нарциссических отношениях, которые существовали и до потери, и которые продолжают препятствовать процессам сепарации. Такой объект полностью оккупирует все психическое пространство и притягивает к себе всю любовь и ненависть, не оставляя возможности для других объектных инвестиций.

Так как роль отца отсутствует, происходит усиление нарциссизма, появляются фантазии о всемогуществе, размываются границы. В этом случае ребенок вынужден идентифицироваться с архаической матерью, которая не принимает естественные процессы сепарации, что исключает развитие внутрипсихического пространства ребенка.

Ракамье считал симбиотические отношения источником инцестуозности, где для ребенка происходит подмена ожидаемого им «языка нежности» на « взрослый язык влечений».

По Ракамье, инцестуозность является не реальным фактом, а «определенным климатом», «растворенным в воздухе». « Везде, где дует ветер инцеста, усиливается молчание». В семьях таких пациентов существует атмосфера секретности, запрет обсуждать, фантазировать, мыслить, оценивать.

Следующую важную характеристику, отличающую пограничную организацию от невротической, отметил А. Грин. Он указывает, что в случае патологического развития на первом плане можно увидеть преобладание первичной архаичной агрессии. Он замечает: «В пограничных случаях мы, по-видимому, имеем дело с проявлениями, свидетельствующими о хрупкости границ Я. Если в неврозе легко выявить роль страха кастрации в паре со страхом пенетрации, то в пограничных случаях эти страхи заменены соответствующими им формами на уровне Я: страхом сепарации и страхом интрузии (Винникотт, 1965-1975), отражающими страх отчуждения (потери) и страх зависимости от всемогущего объекта.

Появление этих страхов состоит в связи со страхом провала-разрушения (Винникотт, 1971) или захвата недоброжелательным и зловредным объектом. Во всех этих случаях доминирует желание мести и агрессии; на этом основании мы понимаем, что деструктивность – это центр проблематики пограничных случаев» (11, стр.319).

Например, такой характер травмы как физическое, сексуальное и эмоциональное насилие (abuse) встречается в популяции больных с ПЛР значительно чаще, чем у других больных.

Также А. Грин отмечает, что в случае патологического развития происходит «локализация на Я травматических воздействий, связанных с материнским влиянием»(11, стр.321). Также «плохо налаженные отношения между Я и объектом могут, в свою очередь, сексуализироваться, и это дает нам право говорить уже о гомосексуальности, квалифицируемой как «первичная» в отношениях между дочерью и матерью» (там же). «Эти любовные отношения устанавливаются на фоне зависимости от поведения и чувств матери и не проходят со временем» (там же).
Мать, как правило, выставляет жесткое условие своему ребенку, чтобы он вписывался в тот образ, который она о нем создала, способствуя, таким образом, расцвету его ложного Я (Self).

Также, важно отметить, что в пограничных семьях, можно видеть преобладание депрессивной проблематики. Дети, как правило, страдают от разочарования и обесценивания обеих родительских фигур и не могут опереться ни на одну из них. Их ненависть не уравновешена любовью, ничто не поддерживает их интереса к жизни, и, кроме того, их нарциссизм отягощается почти полным отсутствием идентификационных опор. В терапевтической работе часто можно столкнуться с феноменом идентификационной путаницы, когда они открыто признаются в своем замешательстве определить, является ли он самим собой или какой-либо другой фигурой.

Также многие авторы, исследовавшие пограничные расстройства личности, отмечают наличие репрезентативной несостоятельности у этих пациентов. В этом случае можно видеть, как их представления поглощаются прямыми движениями влечения, приводящими к разрядке через действие или к соматическим разрядкам. Эта особенность свидетельствует о скудности психического опосредования и об отсутствии промежуточных структур вследствие слабой опоры на вербальные формы.

Важно также отметить, что у личности с пограничной структурой объекты неспособны к замещению, их присутствие обязательно, незаменимо, необходимо для выживания индивида.

В связи с этим очевидно, что конфликт в этом случае смещается от отношений между влечениями и Сверх-Я к отношениям между Я и объектом. А в содержании страхов доминируют переживания, связанные со страхами сепарации и интрузии.

Особое место среди механизмов продуцирования проблем в нормальном функционировании у пациентов с ПЛР занимает фактор межпоколенческой передачи семейного травматизма. Рассматривая процесс трансгенерационной передачи в психоаналитическом контексте мы, прежде всего, имеем в виду передачу стереотипных бессознательных паттернов, аффективных и когнитивных моделей фунционирования, фантазматических взаимодействий, сознательных и бессознательных идентификаций и сценариев, передающихся из поколения в поколение.

В 1914 году в статье «О нарциссизме» З. Фрейд пишет: « Индивид действительно ведет двойное существование: как самоцель и как звено цепи, которой он служит, против или, во всяком случае, помимо собственной воли»(29, стр.111).

Индивидуум, как звено цепи, наследует историю или является производным этой истории. С одной стороны, у него существует необходимость сформировать собственное Я, стать аутентичным, развивать свои способности, с другой, – он вписан в процесс продолжения рода на пересечении двух семейных линий: материнской и отцовской. Он представляет собой часть некой общности, которая конституирует его и обязует передать весь родовой опыт, полученный от предшествующих поколений.

С. Лебовиси, развивая понятие межпоколенческой передачи, ввел термин «трансгенерационный мандат». Этот в большей степени бессознательный мандат вручается ребенку его семьей. Он замечает: «В ситуации близости при аффективном общении создаются репрезентации протообъектов, которые относятся к области того, что Фрейд называл «первичными идентификациями». Именно на этом уровне происходит обмен репрезентациями, настолько насыщенными аффективными вложениями, что следует учитывать роль трансгенерационной передачи. Она способствует установлению места младенца в воображении матери, в ее системе скрытых мыслей» ( 20, стр.245).

Трансгенерационное наследие имеет сознательные и бессознательные пути передачи. Наследие передается в имени и фамилии, в том, что было рассказано, увидено, пережито, что было передано через предметы, различные следы и фотоальбомы. Все это создает субъективное семейное пространство.

Исследуя пути трансгенерационной передачи, Н. Асанова отмечает, что передача трансгенерационного чаще всего происходит через тело: «Тело и его характеристики представляют собой сцену, где могут проявляться некоторые влияния прошлых поколений, генетические или биологические. Тело приобретает значение в качестве места возможного выражении трансгенерационного процесса, психические последствия которого могут быть весьма значительными» (1, стр.50). Кроме того, автор выделяет трансгенерационное, которое содержит непосредственно психическое и которое проявляется разным образом на нескольких уровнях: на уровне привязанности, как передача паттернов отношений, на уровне связей в форме эмоциональных и фантазматических интеракций, и на уровне взаимоотношений, где трансгенерационное основывается на проблеме сознательных и бессознательных идентификаций. «Эти идентификации включают не только интериоризацию объекта или некоторых его аспектов, но и интеграцию системы взаимоотношений объекта и в каком-то смысле его видение мира» (1, стр.51).

Представляемый нами клинический материал работы с пациенткой, является яркой иллюстрацией того, как сознательные и бессознательные семейные сценарии, существовавшие на протяжении трех поколений, вписались в проблематику пациентки, имеющей пограничную личностную организацию.

Случай И.

Пациентка 28 лет. Образование средне-специальное. Педагог. Замужем. Во втором браке родила дочь.

На терапию она пришла в сентябре 1999 года. Запрос был связан с тяжелой депрессией после развода с первым мужем. Пациентка не могла учиться и работать, жаловалась на неудачи в отношениях с партнерами. Была убеждена, что не способна родить ребенка.

Когда ей исполнилось 3,5 года, родители пациентки развелись. После развода ей были запрещены матерью любые контакты с отцом. Она ни разу не встречалась с ним, не принимала от него подарков, не общалась с его родителями.

В ее описаниях образ отца носил анально – садистическую окраску. С одной стороны, он не обладал никакими фаллическими качествами, описывался ею как алкоголик из низкой социальной среды, как бессильный, затюканный «маменькин сынок». С другой стороны присутствовала внедренная матерью идея садистической атаки или нападения со стороны отца. Идея разрушительного отцовского внедрения подтверждалась собственным фантазмом пациентки о первосцене, которая представляла сцену избиения матери отцом, и тоже имела анально – садистическую окраску.

Она с отвращением говорила, что питает к нему ненависть и ярость и верила, что и он ее ненавидит и опасен для нее. «Я его ненавидела, я хотела его убить. Я чувствовала отвращение, он пил и блевал в мой горшок, я спала с мамой, а он на моей кроватке. Мы с ним оба были обкаканные. Я его стеснялась, он кричал и дрался».

По мере проявления и реконструкции в анализе семейной истории пациентки, стало очевидным существование в семье тесной доэдиповой межпоколенческой связи матерей и дочерей, запрещающей любой доступ к отцовским фигурам. Оставшись с матерью и приняв запрет иметь и мечтать об отце, она оказалась в изоляции, не хотела ничего чувствовать и помнить, и «закупорилась в непроницаемых стенах своей семьи».

Мать воспринималась всемогущей и идеализированной, она виделась красивой и соблазнительной, такой, какой пациентка не является и какой никогда не будет. Мать являлась идеалом, который можно обожать, но никогда нельзя достигнуть. Образ матери для пациентки сливался с образом бабки, и пациентка чувствовала себя зависимой от властных и могущественных фигур, которые могли в ее опыте покровительствовать ей или «выбросить ее вон».

Описание отношений с матерью указывало на наличие в их отношениях инцестуозности, мать воспринималась как «мертвая красавица», а их отношения как слитные и лишенные эмоциональной близости.

И. – «У нас с матерью не было общего языка никогда. Я всегда была убеждена, что она читает мои мысли».

Описанные ею воспоминания о детских переживаниях в отношении матери и бабки указывали на желание слиться с «Другим» как с материнским объектом, где она хотела находиться внутри прекрасной матери и где они обе представляли собой единое целое.

Пациентка вспомнила о двух ритуалах в отношениях с матерью. Первый, где она могла засыпать только лежа верхом на матери.

И. – « Я с матерью спала вместе и засыпала только на ней сверху. Я вела себя с ней как мужчина. Она была слабой, ее нужно было защищать, утешать. Иногда я себя с Вами чувствую мужчиной».

Второй ритуал, связанный с историей ее запоров, она вспоминала, что, страдая запорами, могла ходить в туалет только 1-2 раза в неделю, и только при условии, что мать будет сидеть у ее горшка, крепко держать ее за обе руки, тужиться, кричать и плакать от боли вместе с ней. Это походило на половой акт и роды, где детьми были ее какашки. Ценное содержание горшка мать хранила некоторое время. В тот же горшок, однажды, стошнило ее пьяного отца, и пациентка восприняла эту картину, как поедание им того ценного, что далось ей с таким трудом, то есть отец поедал ее детей, рожденных от матери. Кроме того, пациентка, испытывала трудности употреблять твердую пищу, заставляя мать растирать еду до консистенции каши, а также вспоминала, что ее долго лечили от энуреза.

В ходе нашей работы пациентка переживала в своем трансфере подобные желания по отношению ко мне, она говорила об особых затруднениях сформулировать свои чувства на сессии, заставляя меня быть активной и настойчивой по отношению к ней, чтобы помочь ей «пробить то, что не выходит». Она обсуждала свои желания «быть на мне сверху…или внутри меня», «наслаждаться чем – то материнским, как в утробе матери…. Но, в то же время, это представляет для меня опасность, так как она могла меня разрушить».

В переносе произошла реконструкция удушающих отношений со мной как с подобным материнским объектом, где существовали только два полюса – быть убитой или убить самой. Пациентка рассказала, что в играх со своим котенком она ощущала некоторое яростное возбуждение, в результате которого она удушила его. Я обратила внимание на ее слова «любовь – это значит придушить», она «любила котенка до удушья» и я связала в интерпретации «любовь-удушье» как ее инцестуозный фантазм удушающей любви.

Я должна была, как и её мать, непрерывно присутствовать рядом, «разжевывать» ей свои интерпретации, которые всегда ждала одна и та же участь – она не удерживала и «выблевывала» их, требуя следующих.

Кроме того, в ее истории, как часто бывает в пограничных семьях, присутствовал физический и психологический abuse физическое и психологическое злоупотребление. Она припомнила, что, когда ее « заботливая мать» уходила дежурить в ночную смену, она всегда просила разных мужчин, родственников или знакомых уложить девочку спать.

И. – « Они раздевали меня и ложились вместе со мной. Я очень переживала, боялась, вжималась в стену и думала о том, как бы на моем месте повела себя моя смелая подруга».

Похожими на отношения с матерью были и отношения с партнёрами. Ее несла течением история женщин ее рода, изменить которую ей было не по силам. Исследуя свои любовные истории, она видела замкнутый круговорот.

Пациентка говорила, что эротические отношения для нее грязные и противные и больше походят не на удовольствие, а на дурацкие гимнастические упражнения.

В нескольких поколениях по отцовской и материнской линии повторялись истории, где сильные женщины, теряли или избавлялись от своих партнеров, воспитывали своих детей одни.

Пациентка включилась в этот сценарий, находя себе партнеров, которые подтверждали послание бабки, что от них, как «от заразы нужно избавляться». Мужчина должен зачать ребенка и исчезнуть.

По материнской линии этого рода, женщины выбирали себе мужчин из инцестуозных семей, в жизни которых, так или иначе, присутствовало жестокое обращение, различные случаи убийств, сексуального использования. Эти мужчины имели особые таланты, проявляющиеся на ниве войн и спецзаданий. Чаще всего эти операции были связанны с уничтожением людей. Например, дед пациентки по материнской линии в Отечественную войну был очень известным снайпером. Он изобрел особую снайперскую тактику эффективного ведения боя, написал об этом несколько книг, за что был награжден и вошел в историю. И. очень гордилась его успехами.

И.- « Он много рассказывал мне о том времени и об убитых им противниках. Он сказал, что их было около двухсот. Но мне показалось, что это маловато».

В быту он жестоко обращался с женой и дочерью, пил, дрался и скандалил.

Пациентке нравились садистичные мужчины, она считала их мужественными и привлекательными. Она с радостью вверяла им себя, свою квартиру, бизнес и деньги, каждый раз оставаясь ни с чем.

Первый муж пациентки несколько раз заражал ее венерическими заболеваниями и затем лечил ее под видом профилактики от бесплодия.

Второй брак был заключен ею с военным, специализация которого была связана с взрывными работами. Он служил в спецподразделении, был по контракту в Чечне, где убивал людей. Он также разрушил ее и ее ожидания.

Что касалось ее идентичности, то из материала И. было очевидным, что основной элемент ее идентичности представляли анальные черты. Она описывала себя, применяя к себе некоторые термины, в которых описывала отца: «… я помню себя маленькой вонючкой, сейчас и всегда я себя чувствовала маленькой и некачественной».

Определяя некоторые аспекты женского мазохизма Шассге – Смиржель отмечала, что женщина в этом случае «представляет собой «вещь» другого, «фекальный батончик», которым можно манипулировать по своему усмотрению» (31, стр. 423).

Усвоив уроки бабушки и матери о том, что все женщины в их роду «грязные», в своих идентификациях она воспроизводила образ «женщины – какашки» и была уверена, что её матка может быть заполнена только грязью, венерическими заболеваниями, раком, как у её бабки и матери.

Она воспроизводила это в своем мазохистическом опыте с мужчинами, когда часто заражалась венерическими заболеваниями и чуть не погибла от внематочной беременности.

Неспособность выражать словами свой опыт, длительные эмоциональные «запоры», подталкивали пациентку к множеству отыгрываний, как внутри сессий, так и вовне. Эти затруднения пациентка проецировала на своего родившегося ребенка, пытаясь дать дочери то, в чем так нуждалась сама.

В период грудного кормления пациентка была взволнована той вялостью, с которой ребенок сосал грудь. У нее возникла фантазия, что проблема связана с короткой уздечкой языка ребенка, которая, по ее мнению, сковывала движение языка и ограничивала ее свободу. Она приняла решение немедленно устранить этот дефект, подрезать уздечку путем операции.

И. – « Я хочу подрезать ей уздечку под языком, и тогда ее язык будет более подвижен и свободен».
Терапевт: « Снять узду с языка? Освободить его для слов».
И. – «Да».

Семейный паттерн умолчания лишал пациентку средств проработать свои чувства и свою историю. Вокруг нее не было никого, кто бы хоть как-то мог поддержать ее память о том, как было с отцом. На ее расспросы об отце ей отвечали ложными историями и недовольством, с целью «защитить» ее от травмирующей истории, от страданий и страхов, якобы связанных с отцом. В результате этого ей пришлось «ампутировать» существенную часть себя вместе с воспоминаниями и чувствами. Она каждый раз оказывалась в тупике из-за невозможности вербализовать свои переживания, «неумения рассказать мне» о чем-то важном, что волновало ее, или запрета узнать то, что скрывалось в семейных шкафах в трех поколениях.

По обеим линиям рода, отцовской и материнской, прослеживалась нить семейных тайн, которая касалась секретов рождения ее деда, многочисленных случаев убийств и детоубийств, инцестуозности, предательств и тяжелых болезней ее семейства.

Пациентка жаловалась, что, находясь в семье, сколько она себя помнила, она всегда испытывала сильную тревогу за свою жизнь.

И.- «Эта тревога во мне фоновая, постоянная. Я без нее не бывала. Меня ничего не могло успокоить. Мне постоянно страшно. Страх физического уничтожения. Кого? Меня или мамы, от которой я завишу?».


И – « Они раздевали меня и ложились вместе со мной. Я очень переживала, боялась, вжималась в стену и думала о том, как бы на моем месте повела себя моя смелая подруга».

Похожими на отношения с матерью были и отношения с партнёрами. Ее несла течением история женщин ее рода, изменить которую ей было не по силам. Исследуя свои любовные истории, она видела замкнутый круговорот.

Пациентка говорила, что эротические отношения для нее грязные и противные и больше походят не на удовольствие, а на дурацкие гимнастические упражнения.

В нескольких поколениях по отцовской и материнской линии повторялись истории, где сильные женщины, теряли или избавлялись от своих партнеров, воспитывали своих детей одни.

Пациентка включилась в этот сценарий, находя себе партнеров, которые подтверждали послание бабки, что от них, как «от заразы нужно избавляться». Мужчина должен зачать ребенка и исчезнуть.

По материнской линии этого рода, женщины выбирали себе мужчин из инцестуозных семей, в жизни которых, так или иначе, присутствовало жестокое обращение, различные случаи убийств, сексуального использования. Эти мужчины имели особые таланты, проявляющиеся на ниве войн и спецзаданий. Чаще всего эти операции были связанны с уничтожением людей. Например, дед пациентки по материнской линии в Отечественную войну был очень известным снайпером. Он изобрел особую снайперскую тактику эффективного ведения боя, написал об этом несколько книг, за что был награжден и вошел в историю. И. очень гордилась его успехами.

И.- « Он много рассказывал мне о том времени и об убитых им противниках. Он сказал, что их было около двухсот. Но мне показалось, что это маловато».

В быту он жестоко обращался с женой и дочерью, пил, дрался и скандалил.

Пациентке нравились садистичные мужчины, она считала их мужественными и привлекательными. Она с радостью вверяла им себя, свою квартиру, бизнес и деньги, каждый раз оставаясь ни с чем.

Первый муж пациентки несколько раз заражал ее венерическими заболеваниями и затем лечил ее под видом профилактики от бесплодия.

Второй брак был заключен ею с военным, специализация которого была связана с взрывными работами. Он служил в спецподразделении, был по контракту в Чечне, где убивал людей. Он также разрушил ее и ее ожидания.

Что касалось ее идентичности, то из материала И. было очевидным, что основной элемент ее идентичности представляли анальные черты. Она описывала себя, применяя к себе некоторые термины, в которых описывала отца: «… я помню себя маленькой вонючкой, сейчас и всегда я себя чувствовала маленькой и некачественной».

Определяя некоторые аспекты женского мазохизма Шассге – Смиржель отмечала, что женщина в этом случае «представляет собой «вещь» другого, «фекальный батончик», которым можно манипулировать по своему усмотрению» (31, стр. 423).

Усвоив уроки бабушки и матери о том, что все женщины в их роду «грязные», в своих идентификациях она воспроизводила образ «женщины – какашки» и была уверена, что её матка может быть заполнена только грязью, венерическими заболеваниями, раком, как у её бабки и матери.

Она воспроизводила это в своем мазохистическом опыте с мужчинами, когда часто заражалась венерическими заболеваниями и чуть не погибла от внематочной беременности.

Неспособность выражать словами свой опыт, длительные эмоциональные «запоры», подталкивали пациентку к множеству отыгрываний, как внутри сессий, так и вовне. Эти затруднения пациентка проецировала на своего родившегося ребенка, пытаясь дать дочери то, в чем так нуждалась сама.

В период грудного кормления пациентка была взволнована той вялостью, с которой ребенок сосал грудь. У нее возникла фантазия, что проблема связана с короткой уздечкой языка ребенка, которая, по ее мнению, сковывала движение языка и ограничивала ее свободу. Она приняла решение немедленно устранить этот дефект, подрезать уздечку путем операции.

И. – «Я хочу подрезать ей уздечку под языком, и тогда ее язык будет более подвижен и свободен».
Терапевт: «Снять узду с языка? Освободить его для слов».
И. – «Да».

Семейный паттерн умолчания лишал пациентку средств проработать свои чувства и свою историю. Вокруг нее не было никого, кто бы хоть как-то мог поддержать ее память о том, как было с отцом. На ее расспросы об отце ей отвечали ложными историями и недовольством, с целью «защитить» ее от травмирующей истории, от страданий и страхов, якобы связанных с отцом. В результате этого ей пришлось «ампутировать» существенную часть себя вместе с воспоминаниями и чувствами. Она каждый раз оказывалась в тупике из-за невозможности вербализовать свои переживания, «неумения рассказать мне» о чем-то важном, что волновало ее, или запрета узнать то, что скрывалось в семейных шкафах в трех поколениях.

По обеим линиям рода, отцовской и материнской, прослеживалась нить семейных тайн, которая касалась секретов рождения ее деда, многочисленных случаев убийств и детоубийств, инцестуозности, предательств и тяжелых болезней ее семейства.

Пациентка жаловалась, что, находясь в семье, сколько она себя помнила, она всегда испытывала сильную тревогу за свою жизнь.

И.- «Эта тревога во мне фоновая, постоянная. Я без нее не бывала. Меня ничего не могло успокоить. Мне постоянно страшно. Страх физического уничтожения. Кого? Меня или мамы, от которой я завишу?».

Обсуждая факт многочисленных детских смертей в обеих семьях, пациентка подозревала и у себя тенденцию к избавлению от «грязных, вонючих детей».

Дети в этой семье атаковались их матерями различным образом. Бабка пациентки «заспала», задавила во сне свою старшую дочь, вторую дочь абортировала в 7 месяцев. Эта история имела повторение уже матерью пациентки, которая родила ее в 7 месяцев, а второго ребенка подкладывала пациентке под бок, и та ее чуть не придавила. Сама И. сделала несколько абортов, и было понятно, что беременность скорее необходима ей не как желание материнства, а как желание подтвердить для себя свою женскую идентичность, физическую зрелость.

Еще до беременности в фантазиях пациентки была очевидна ее тенденция проецировать аспекты «Собственного плохого Я» на будущего ребенка. Возможно, что ее бессознательная тревога во время предыдущих беременностей была связанна с фантазией о плоде как вместилище ее отвратительных, анальных аспектов, которые она спешила изгнать из себя, абортировать. Это был случай, когда она относилась к плоду как к части собственного тела, без которого легко можно было обойтись.

В процессе анализа пациентке удалось забеременеть и миновать опасный срок (2-3 недели) для выкидыша. Но ее появившаяся эйфория от удачи вскоре сменилась отрицанием беременности, она вдруг перестала находить у себя признаки беременности. Стало очевидным, что пациентка начала переживать протест против себя в роли матери. Появились фантазии «что взорвется живот, и ребенок убьет ее», что провоцировало ее атаки на плод и попытки абортировать ребенка.

Благодаря аналитической работе пациентка смогла сохранить ребенка, но послеродовой период аналитической работы вскрыл два других плана ее переживаний: первый был связан с маниакальным эмоциональным подъемом, проявлявшимся в абсолютном контроле всех процессов, связанных с уходом за ребенком. Возникшая эйфория переросла у нее в чувство всемогущества и триумфа ее как идеальной матери.

Но затем настал период, когда ребенок стал подвергаться интенсивным внедрениям со стороны пациентки в форме различного рода вычищений. Она выражала свою любовь к дочери в заботе о ее теле, которая вскоре переросла в навязчивую тревогу, и она стала воспроизводить пенетрирующий уход за ребенком по образцу своей бабушки и мамы, делая каждодневные клизмы, прочищая дочери «ее грязные отверстия». У ребенка промывались и прочищались уши, глаза, кишечник, гениталии, на которые и были спроецированы собственные плохие части Я пациентки.

Пенетрирующий уход приводил к перестимуляции ребенка, она много плакала, плохо засыпала и ела. Пациентка не могла справиться с тревогой дочери, регрессировала и окончательно потеряла эмоциональную связь с ней. Началось функционирование по типу проекций, она начала раздражаться, бить ребенка, резко и грубо бросать ее в постель, опасно трясти коляску.

Она откровенно и без чувства вины говорила о том, что хочет смерти дочери, но затем эти чувства и желания наполняли ее ужасом. Ее женская сущность ощущалась как разбитая на куски, в которых разыгрывался конфликт между любовью и ненавистью.

Возможность говорить в аналитическом процессе о невыносимых, болезненных и амбивалентных чувствах, дала ей возможность сделать терпимыми примитивные первичные эмоциональные переживания, которые она испытывала, когда была младенцем и которые начала испытывать к собственному младенцу. Со временем она научилась выносить, делать приемлемым для психики то, что ранее было неприемлемым и непереносимым из-за трудностей в ранних отношениях с матерью.

В приведенном здесь фрагменте случая сделан акцент на специфических характеристиках патологического наследия, который несла в себе пациентка и который она готова была передать своей дочери. В представлении этого случая мне пришлось выделить лишь ту линию исследования и аналитической работы, которая напрямую была связана у пациентки с затронутой здесь темой межпоколенческой передачи.

Важно отметить специфические особенности, проявившиеся в процессе анализа этой пациентки, которые также присутствовали и в материале других пациентов имеющих сходную проблематику.

Наличие патологических защит у этой пациентки привело к тому, что конфликты почти полностью «выбрасывались» ею вовне, и проявлялись в постоянном поиске опоры и одновременной атаке объектов, в желании иметь отношения любви и невозможности удержать, что бы то ни было ценное, хорошее. Все это разворачивалось в переносе, мои интерпретации также «выбрасывались», я видела удовольствие пациентки, получаемое от процесса уничтожения любых изменений, и слышала жалобы на плохую память, из-за которой она, к сожалению, почти не помнит ничего из того ценного для нее, что происходило на сессии.

Отсутствие в ее семье процесса триангуляции привело к формированию мифа происхождения их рода от идеализированного предка. Обесценивание и забвение имени Отца в нескольких поколениях не позволяли пациентке выработать дистанцию с матерью и выйти из симбиотического слияния, из системы проективных отношений. Произошла идентификация пациентки с архаической матерью, которая не принимает естественные процессы сепарации, что исключало для нее возможность развития внутрипсихического пространства так же как и у ее ребенка, рискуя обернуться в дальнейшем симбиотическим психозом.

Эмоциональное отвержения дочери, неспособность выносить тревогу ребенка, «материнские удаления» указывают на факт травматических отношений пациентки с собственной матерью, что в дальнейшем привело к аналогичным действиям в адрес своей собственной дочери.

Вследствие репрезентативной несостоятельности пациентки на ребенка были спроецированы расщепленные неприемлемые и нементализированные аспекты собственного Я, которые затем уничтожались, «вычищались» в прямом отыгрывании в действиях в форме насильственного внедрения в телесные границы ребенка. Аналитик в этот период воспринималась как злонамеренная внутренняя мать.

Факты жизни семьи пациентки свидетельствовали о наличие у всех членов этой семьи смешения генитальных и прегенитальных уровней, с преобладанием прегенитальной агрессии, от которой также страдала сама пациентка. В ее поведении доминировали импульсы мести и разрушения, и практически с самого рождения можно видеть разнообразные формы проявления деструктивности, работа с которой занимала большую часть нашего аналитического процесса, искажая и перекрывая эротическую проблематику.

Эта семья, на мой взгляд, является яркой иллюстрацией линейной межпоколенческой структуры, которая, наследуя все патологические паттерны, предстает перед нами как неразрушимая монада во главе с матерью-прародительницей. Можно видеть, как межпоколенческая неразделенность в истории семьи пациентки привела к жесткой ролевой фиксации отношений, включающей патологические стереотипы в отношениях, к наличию у членов семьи феномена идентификационной путаницы, к смешению ролей и тенденции к формированию фальшивого Я (Self).

Мы не ставили цель в этой статье, описать психоаналитический процесс работы с этой пациенткой, а также динамику изменений и трудности работы с этим случаем, но можно отметить, что в целом, длительный( 8 лет) и сложный процесс анализа этой пациентки привел к ощутимым изменениям. В процессе работы фокус терапии расширялся, охватывая все больше и больше уровней семейного контекста, позволяя глубоко прорабатывать процессы семейного проецирования в переносе. У пациентки произошло существенное снижение уровня тревоги и уменьшение силы деструктивных влечений. Ее соматические восприятия постепенно становились все более символическими, а соматизация заметно ослабела.

Хотелось бы отметить важность нашей аналитической работы в области деконструирования мифов истории ее семьи. Изменения стали заметны после подлинного открытия заново пациенткой ее истории и семейных связей. Переосмысление и появившаяся способность опереться на более позитивный образ отца позволили пациентке начать перерабатывать архаическую связь с материнским объектом, что в свою очередь повлияло и на отношение И. со своим ребенком. Пациентка отметила важность реконструкции в анализе собственной истории, которая помогла ей выработать новый взгляд и ответить на вопрос: «Что со мной произошло?» Установив связи между своим прошлым и настоящим, у нее появилась возможность спроецировать позитивное ощущение себя в будущее. Она отметила появление большей « жизненной энергии», что позволило ей начать реализоваться в работе. Удачи в профессиональной сфере запустили процесс восстановление доверия к себе, своему телу, своей способности сделать попытки реализоваться как более счастливой женщине.

Литература:

  1. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии/ Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002. – 256 с.
  2. Бержере Ж. Психоаналитическая психопатология: теория и клиника/ Пер. с фр. М.: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2001. 400с.
  3. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Уч.пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: «Академия», 2005. – 288 с.
  4. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка// Семейная психология и семейная терапия. 2004. №1.
  5. Бурлакова Н.С. Особенности проективной идентификации у детей с нарушением по «пограничному» типу// Журнал практического психолога. 1998. №5.
  6. Варга А. Семейная системная терапия// Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. №2.
  7. Вебер. Г Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. Институт интегративной семейной терапии. М., 2001;
  8. Винникотт Д.В. Использование объекта// Антология современного психоанализа/ Под ред. А.В.Россохина. – М.: Институт психологии РАН, 2000. – С.447-454.
  9. Винсент де Гольжак. История в наследство. Издательство института психотерапии. Москва, 2003;
  10. Грин А. Истерия и пограничные состояния: Хиазм. Новые перспективы// Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу/ Пер. с франц. – М.: Когито-Центр, 2007. – С. 311-342.
  11. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003. 478 с.
  12. Джонс Э. Значение деда в судьбе отдельного человека// Воспитание детей и психоанализ/ Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. – С.273-278.
  13. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 368 с.
  14. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 256 с.
  15. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегия психоанализа/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 464с.
  16. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе/ Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
  17. Лапланш Ж. и Понталис Ж. Словарь по психоанализу М.1995;
  18. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Первофантазм. Фантазм первоначал. Первоначало фантазма// Французская психоаналитическая школа/ Под ред. А.Жибо, А.В.Россохина. – СПб.: Питер, 2005. – С.244-273.
  19. Лебовиси С. Фантазийное взаимодействие и трансгенерационная передача// Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу/ Пер. с франц. – М.: Когито-Центр, 2007. – С. 241-255.
  20. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 480 с.
  21. Николс М, Шварц Р «Семейная терапия. Концепции и методы», стр. 137, Москва, ЭКСМО, 2004;
  22. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной/ Пер. с англ. – СПб.: ВЕИП; БСК, 1997. – 195 с.
  23. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. Воронеж, 1993. 176 с.
  24. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М, 1995;
  25. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. – М.: Когито-Центр, 2006. – 407 с.
  26. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа/ Пер. с нем. – М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. – 320 с.
  27. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа.М., 1999. Т.1, 2;
  28. Фрейд З. Влечение и их судьба. Москва, «ЭКСМО-ПРЕСС», 1999;
  29. Фрейд З.О нарциссизме: Введение. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, «Мерани», 1991;
  30. Шассге-Смиржель Ж. Женское чувство вины. О некоторых специфических характеристиках женского Эдипова комплекса// Французская психоаналитическая школа/ Под ред. А.Жибо, А.В.Россохина. – СПб.: Питер, 2005. – С.385-425.
  31. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001. 159 с.
  32. Green A. “Le travail psychanalitique” – Presses niversitaires de France, 2003;
  33. Green A. “Narcissisme de vie, narcissisme de mort” – Les editions de minuit,1983;
  34. Racamier P.-C. “Le genie des origines” – Editions Payot, 1992;
  35. Racamier P.-C. “L’inceste et l’incestuel” – Les editions du college, 1995;
  36. Rassial J.-J. “Le Sujet en etat limite” – L’espace analitique, 1999;
  37. Rousillon R. “Paradoxes et situations limites de la psychanalyse” – Quadrige,2005.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Все статьи
Детский психоанализ и детская психоаналитическая терапия – О.Г. Калина

Дата:19.12.2024

Методы детского психоанализа и детской психоаналитической психотерапии имеют долгую и сложную, столетнюю историю развития. Открытие Зигмундом Фрейдом исключительной значимости внутреннего психического мира ребенка, наполненного зачастую конфликтными чувствами, фантазиями, желаниями, позволило не только создать метод психоанализа взрослых пациентов, но и поставить вопрос: «Можем ли мы методом психоанализа помочь ребенку преодолеть его психологические проблемы и специфические затруднения […]

Подробнее
Психоаналитическая терапия – О.А. Левин

Дата:19.12.2024

В результате применения психоанализа постепенно стало обнаруживаться, что не все пациенты могут быть ему подвергнуты. Для некоторых пациентов не подходила высокая частота психоаналитических сеансов, другие слишком плохо чувствовали себя на кушетке, состояние третьих не улучшалось в связи с бескомпромиссностью базовой техники […]

Подробнее
Как найти психоаналитика? – И.Р. Минасян

Дата:19.12.2024

Для сведущего человека это не вопрос: конечно же, на сайтах Психоаналитических обществ Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА). В Москве таких обществ два: Московское Психоаналитическое Общество и Московская Группа Психоаналитиков. Там вы найдете имена психоаналитиков и обучающихся кандидатов в психоаналитики, которые соблюдают все лечебные стандарты МПА и руководствуются этическими нормами и правилами МПА.

Подробнее
Об одном соблазне телеанализа – О.А. Левин

Дата:18.12.2024

Психоаналитики знакомы с многочисленными соблазняющими факторами телеанализа: нет пространственного ограничения — вы и ваш пациент можете находиться на произвольном расстоянии друг от друга; не нужно никуда ехать, если обычно вы принимаете пациентов не в домашнем кабинете — достаточно иметь дома компьютер, интернет и нужный софт; можно быть одетым менее строго; можно находиться в согласии с […]

Подробнее
Психоаналитический взгляд на жизнь семьи в период пандемии – Р. А. Даирова

Дата:17.12.2024

В статье рассматриваются вопросы о влиянии пандемии на жизнь семьи. Реакция на социальную изоляцию детей и родителей. Провоцирование ранних тревог. Психоаналитическое исследование защит от угрозы жизни, опасности и неизвестности. Способности матери к ревери. Концепция Биона  о рождение мысли. Длительно текущая пандемия COVID-19, изменила жизнь обычных людей: семья, являющаяся первичной средой для развития человека, вынуждена изменить […]

Подробнее