Психоаналитические общества и учебные группы, входящие в состав Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА), в том числе наша группа, не являются коммерческими организациями. Они существуют только на взносы своих членов. Члены этих обществ и групп не получают зарплаты и не получают никакого дивиденда с прибыли обществ и групп, так как они вообще не извлекают прибыли из своей деятельности. Доходы обществ и групп не превышают их расходов на проведение, например, семинаров, а также иных мероприятий. Их члены получают компенсацию за свой труд в виде прямых гонораров от потребителей услуг, то есть, от пациентов. Дополнительно, возможно получение ими гонораров от проведения супервизий (ведения клинических случаев других психоаналитиков, кандидатов и специалистов) и семинаров, от чтения лекций.
В соответствии со своим некоммерческим статусом упомянутые общества не продают тренингов. Можно включиться в многолетний психоаналитический тренинг для того, чтобы попытаться стать психоаналитиком, и за это наверняка придется платить своему психоаналитику, а также своему супервизору, если эта стадия тренинга будет достигнута, но обретение статуса психоаналитика кандидатам не гарантировано. Также, включиться в тренинг может не любой человек, существует отбор. Таким образом, не обладая возможностью получения доходов от деятельности своего психоаналитического общества или учебной группы, любой психоаналитик работает в условиях, в которых индивидуальное лечение пациентов должно быть эффективным, иначе психоаналитики рано или поздно окажутся лишены пациентов.
Как известно, основными параметрами эффективности какой-либо деятельности являются производительность, качество и надежность. Психоанализ это не то предприятие, в котором делается ставка на производительность, так как в короткие сроки хороший психоанализ не укладывается. Немного по-другому обстоят дела с психоаналитической терапией. Да и в целом, сказанное здесь насчет сроков вовсе не означает, что даже единственная консультация со специалистом, применяющим психоаналитический подход, не принесет пациенту существенного облегчения. Тем ни менее, можно сказать, что, работая в жестких конкурентных условиях с другими подходами оказания человеку помощи и не обладая высокой производительностью, психоаналитики делают ставку на иные параметры эффективности, а именно на качество и на надежность своей работы.
Надежностью лечения назовем способность пациента сохранять свойства, достигнутые в ходе лечения. Здесь нужно заметить, что все виды оказания человеку помощи можно разделить на те, которые нацелены на обретение пациентом возможности самому позаботиться о себе и те, которые на это не нацелены. Все виды фармакотерапии, а также многие виды психотерапии по своей сути не нацелены на то, что после окончания курса лечения пациент обязательно сможет позаботиться о себе, сам сможет справляться с любыми своими проблемами, не прибегая к помощи специалистов и, разумеется, к помощи психотропных препаратов.
В отличие от этих подходов, в психоанализе такая способность ставится во главу угла. Достаточно хороший психоанализ неизбежно приводит к развитию самостоятельности, в противоположность зависимости. Это и призвано обеспечить надежность результатов и, соответственно, эффективность работы.
Для того, чтобы добиться надежности, оказывается необходимым, чтобы изменились некоторые фундаментальные принципы функционирования пациента, иными словами, нужна глубина лечения. Это естественно, так как все поверхностное ненадежно. Согласно базовому психоаналитическому предположению, глубже всего находятся такие причины человеческого поведения и человеческих поступков, о которых люди оказываются не осведомлены. При том, что эти скрытые или находящиеся в тени причины оказывают огромное влияние на их жизнь. Из-за того, что люди о них не знают, а точнее, их не осознают, эти глубинные мотивирующие силы в психоанализе принято называть бессознательными.
Например, почти все люди, предпринимающие психоанализ, надеются с его помощью избавиться от страданий и улучшить свою жизнь. Однако, при проведении психоанализа из глубины психики психоаналитического пациента могут всплыть другие, прежде бессознательные желания, как-то: желание обрести тотальное превосходство над другими людьми; эротические желания, направленные на не подходящие объекты; желание причинять себе разнообразный вред и многие другие.
Эти бессознательные желания и собственные бессознательные способы их контроля представляют собой разнонаправленные силы, из-за действия которых завязываются узлы внутренних противоречий, которые, в свою очередь, служат источниками жизненных проблем, а общая, результирующая сила человека снижается. Бессознательными участниками этих проблем могут также быть эмоциональные черты и черты характера, установки, стереотипы поведения, жизненные сценарии, особенности телесных реакций и прочие сущности.
Психоанализ направляется на развитие способности осознавать свои бессознательные свойства, понимать их источники и последствия их работы. Благодаря такому пониманию человек получает возможность разъятия сил, участвующих в создании узлов противоречий и получает возможность освобожденного выбора использования тех или иных своих сил. Это является важным шагом к преодолению трудностей и к достижению жизненного прогресса.
Аналогичным образом обстоят дела с качеством работы. Качество это категория, которая выражает существенную определенность объекта, благодаря которому он является именно этим объектом, а не каким-нибудь другим. Применительно к психоаналитическому пациенту это означает, что мы можем рассчитывать на то, что результаты лечения пациента будут отражать именно его самые глубинные желания и прочие внутренние свойства с учетом неизбежных ограничений, накладываемых внутренней и внешней реальностью на эти желания и проявления этих свойств.