Детский психоанализ и детская психоаналитическая терапия – О.Г. Калина

«Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии своей собственной жизни. Психоаналитический путь раскрытия истины — это путь «свободного ассоциирования», на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни» - Зигмунд Фрейд /«Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии своей собственной жизни. Психоаналитический путь раскрытия истины — это путь «свободного ассоциирования», на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни» - Зигмунд Фрейд /

Дата публикации19.12.2024

Время прочтения статьи2 минуты

Автор

Олег Геннадьевич Калина

Психоаналитик Психоаналитической Ассоциации Буэнос-Айреса

Методы детского психоанализа и детской психоаналитической психотерапии имеют долгую и сложную, столетнюю историю развития. Открытие Зигмундом Фрейдом исключительной значимости внутреннего психического мира ребенка, наполненного зачастую конфликтными чувствами, фантазиями, желаниями, позволило не только создать метод психоанализа взрослых пациентов, но и поставить вопрос: «Можем ли мы методом психоанализа помочь ребенку преодолеть его психологические проблемы и специфические затруднения в развитии?»

Благодаря существенному вкладу Мелани Кляйн, Анны Фрейд, Дональда Винникота, Сержа Лебовиси и многих других специалистов удалось разработать метод детского психоанализа, позволяющий лечить с помощью слова психические расстройства, иногда очень сложные и тяжелые, от младенческого возраста и вплоть до юности.

Как показывают данные эмпирических исследований, детский психоанализ оказывается полезным и действенным методом при работе с детьми с поведенческими проблемами, повышенной тревожностью, высоким уровнем эмоционального неблагополучия, страхами, школьными проблемами и проблемами адаптации к коллективу сверстников, а также многими другими проблемами. Он может быть эффективен и при работе с трудными случаями: например, в помощи матери и младенцу при младенческих бессонницах, раннем отказе от груди; при работе с детьми с расстройствами аутистического или психотического регистра.

Работа с детьми реализуется посредством спонтанной игры, развиваемой самим ребенком с помощью предложенных ему в игровой комнате игрушек. Впрочем, ребенок не обязательно будет играть, он может рисовать или рассказывать о тех фантазиях, которые ему приходят в голову. Все вышеперечисленное – игровые действия, рисунки, фантазии ребенка – рассматриваются как имеющие непосредственную связь с его бессознательным, с его внутренним психическим миром.

Психотерапевт с помощью слов пытается придать психический смысл действиям ребенка, дать ему объяснение желаний и чувств, возникающих у ребенка «здесь и сейчас» в отношениях с психотерапевтом. Тогда ребенок в безопасном, защищенном терапевтическом пространстве, которое ему создает психотерапевт, получает возможность преодолеть и проработать те внутренние психические конфликты, которые мешает ему развиваться.

Дети старшего возраста и подростки получают помощь благодаря терапии, реализуемой посредством свободного разговора с учетом возрастных особенностей и конфликтов ребенка и подростка. В подростковом возрасте возможно также применение метода психоаналитической психодрамы.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Все статьи
Психоаналитическая терапия – О.А. Левин

Дата:19.12.2024

В результате применения психоанализа постепенно стало обнаруживаться, что не все пациенты могут быть ему подвергнуты. Для некоторых пациентов не подходила высокая частота психоаналитических сеансов, другие слишком плохо чувствовали себя на кушетке, состояние третьих не улучшалось в связи с бескомпромиссностью базовой техники […]

Подробнее
Как найти психоаналитика? – И.Р. Минасян

Дата:19.12.2024

Для сведущего человека это не вопрос: конечно же, на сайтах Психоаналитических обществ Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА). В Москве таких обществ два: Московское Психоаналитическое Общество и Московская Группа Психоаналитиков. Там вы найдете имена психоаналитиков и обучающихся кандидатов в психоаналитики, которые соблюдают все лечебные стандарты МПА и руководствуются этическими нормами и правилами МПА.

Подробнее
Об одном соблазне телеанализа – О.А. Левин

Дата:18.12.2024

Психоаналитики знакомы с многочисленными соблазняющими факторами телеанализа: нет пространственного ограничения — вы и ваш пациент можете находиться на произвольном расстоянии друг от друга; не нужно никуда ехать, если обычно вы принимаете пациентов не в домашнем кабинете — достаточно иметь дома компьютер, интернет и нужный софт; можно быть одетым менее строго; можно находиться в согласии с […]

Подробнее
Психоаналитический взгляд на жизнь семьи в период пандемии – Р. А. Даирова

Дата:17.12.2024

В статье рассматриваются вопросы о влиянии пандемии на жизнь семьи. Реакция на социальную изоляцию детей и родителей. Провоцирование ранних тревог. Психоаналитическое исследование защит от угрозы жизни, опасности и неизвестности. Способности матери к ревери. Концепция Биона  о рождение мысли. Длительно текущая пандемия COVID-19, изменила жизнь обычных людей: семья, являющаяся первичной средой для развития человека, вынуждена изменить […]

Подробнее
Быть аналитиком – И.И. Навроцкая

Дата:17.12.2024

Размышляя над темой доклада, я невольно обратилась к творчеству Шекспира, к монологу Гамлета, который благодаря своей структуре, выстроенной на антитезе – быть или не быть, становится невероятно сложным для понимания.Ход размышлений автора позволяет нам мысленно найти не только ответ на поставленный вопрос, но и задать следующий и так далее. В этом главная интрига не только […]

Подробнее