Особенности психотерапии детей и подростков – Р.А. Даирова

«Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии своей собственной жизни. Психоаналитический путь раскрытия истины — это путь «свободного ассоциирования», на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни» - Зигмунд Фрейд /«Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии своей собственной жизни. Психоаналитический путь раскрытия истины — это путь «свободного ассоциирования», на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни» - Зигмунд Фрейд /

Дата публикации16.12.2024

Время прочтения статьи9 минут

Автор

Раиса Алтаевна Даирова

Психоаналитик МГП, доктор медицинских наук, профессор

На сегодняшний день здоровье подрастающего поколения имеет важное значение для развития здорового общества. Многообразие существующих техник работы с детьми, с одной стороны приветствуется, но с другой стороны, учитывая глобальное внедрение современных цифровых технологий, ограничивают проведение психотерапевтической работы. Родители хотят, чтобы их ребенок соответствовал техническому прогрессу окружающего общества. Нередко их желание можно переформулировать в «сделайте так, чтобы ребенок не создавал нам проблем», что в принципе означает «сделайте его умным роботом».

Такой подход родителей к психическому  здоровью  детей,  затрудняет или мешает проведению психотерапии у детей и подростков.

Психотерапия детей имеет свои особенностей, несмотря на единую тео- ретическую, психоаналитическую основу понимания психического функционирования человека.

Как правило, дети не приходят к психотерапевту по собственной воле (кроме случаев с подростами). Чаще инициатива исходит от взрослых – родителей, педагогов, воспитателей детских садов. Сами дети не чувствуют своих проблем.

В отличие от взрослых, вопросы гибкости в соблюдения сеттинга, частота сессий, постоянство внешних условий, имеют прямую зависимость от родительских объектов.

Речь идет о базовых условиях терапии и о гибкости технических приемов, с учетом непрерывности развития ребенка.

Это всегда индивидуальный подход к психотерапии ребенка, в зависимости от тяжести конфликта. З. Фрейд отмечал, что «к различным формам заболевания, с которыми мы сталкиваемся, нельзя применять одну и ту же технику» (Freud, 1919).

И, как выразился Михаэль Гюнтер в книге «Техника анализа детей и подростков», отмечая важность особенностей работы с детьми, – «это не „сухая“ теория, а вопрос о том, как наладить живые отношения с ребенком и его внутренним миром» (Гюнтер и др., 2019).

Психотерапия детей, это исследование сложных взаимоотношение, между психотерапевтом (аналитиком) и детьми (анализируемым). Бион лаконич- но заметил, что, «когда встречаются двое, они создают взаимоотношения не- зависимо от того, хотят они этого или нет»; с такой ситуацией мы встречаемся в нашей профессиональной каждодневной работе.

При первой же встрече терапевта с ребенком и его родителями (родители приводят ребенка) оживляются психический мир терапевта, а также психи- ческий мир ребенка и родителей. К этим чувствам невозможно быть подготовленным, потому что это происходит спонтанно, «здесь-и-сейчас».

Это и есть суть психотерапии, направленная на исследования отношений между взрослым и ребенком, где можно встретиться с остановкой или искажением развития ребенка или с невидимым конфликтом. Наша задача – это понимание и проработка бессознательных конфликтов и черт характера ребенка.

Детская психоаналитическая  терапия  (психоанализ)  не  отличается от взрослого, так как теоретическое ядро психоанализа  взрослых  и  детей один и тот же. Это работы З. Фрейда (1905), У. Р. Биона (1962), М. Кляйн (1955) и Д. Винникотта (1971).

Поэтому центральным понятием терапевтического процесса является перенос – проекция пациентом внутренних объектных отношении на терапевта; Известно, что внутренние объектные отношения формируются у ребенка в раннем периоде жизни, через эмоциональные взаимоотношения ребенка с близкими людьми, в первую очередь это мать, отец и другие члены семьи. М. Кляйн. обогатила и расширила понятие переноса, когда показала,

как в переносе проекция на психотерапевта мобилизует внутренние объектные отношения и модифицирует их через интерпретацию и опыт в процессе их ре-интроекции. Поэтому и части Эго, спроецированные на психотерапевта, модифицируются в этих новых отношениях.

Контрперенос – это реакция терапевта на проекции. На мой взгляд это, важный и сложный инструмент психотерапевтической работы. Собственная реакция психотерапевта на проекцию психического состояние пациента. Например, когда пациент проецирует свою несостоятельную самость, которая отзывается у терапевта с собственном ощущении своей профессиональной несостоятельности. Поэтому контрперенос действительно функционирует как чувствительный воспринимающий орган (Мани-Керл).

И сопротивление пациента терапевтическому методу и изменению. Терапевтическое действие включает в себя интерпретацию вытеснен-

ных, бессознательных конфликтов и фантазии, проработку этих фантазии, признание (принятие) чувств и контейнирование непереносимых внутренних состояний.

Другой особенностью работы с детьми это игра, которая расценивается как свободные ассоциации у взрослого. Для детей младшего возраста – детская игра дает наилучший доступ к исследованию внутреннего мира ребенка.

Детский анализ (психотерапию) от взрослого отличает лишь техника работы с бессознательным.

Клиницисты, работающие с детьми и подростками, признают важность работы с родителями или опекунами.

Однако на практике работа с родителями как минимум так же сложна и напряженна, как индивидуальная работа с детьми и подростками. К родителям нельзя подходить как к пациентам, хотя их собственные проблемы могут иметь даже более глубокие корни, чем проблемы их детей. С ними необходимо работать только как с родителями, уважительно с учетом их проблем. Психотерапевт может выступать лишь посредником между родителями и другими родственниками, и конечно же внешними учреждениями и школой.

Родителям можно помогать постепенно осознавать их собственный вклад в семейную проблему, и то, что они могут сделать для ее разрешения, повлиять на нее и на семейную динамику.

Развитие их способности открывать семейные тайны, признавать свои страхи, агрессию, отчаяние, боль и насущные потребности, требуют тонко настроенной поддержки.

Это сложная задача, требующая навыков, терпения, смелости и чувства юмора.

Вопрос работы с родителями мало освещается в научной литературе, однако все кто работает с детьми убеждены, в необходимости вовлечения их в повседневную психотерапевтическую работу.

Например, первый анализ ребенка, случай «Маленького Ганса» (1905), Фрейдом проводился с помощью регулярных отчетов отца ребенка и супер- визии Фрейда. И прямой контакт был всего 1 раз за 5 месяцев.

Раньше многие психотерапевты воспринимали  родителей  как  источни- ки раздражения, которые мешают терапии, которые в любой момент могут ее вообще прекратить или забыть привести ребенка на очередную сессию. Такая зависимость от родителей, воспринималась да и сейчас воспринимается терапевтом, как потеря собственной автономии, что значительно усложняет психотерапию-анализ ребенка.

Я бы хотела сфокусировать внимание на работе с детьми в триаде «отец – мать – ребенок» и на процессах ранней триангуляции, как одних из главных психических процессов психоэмоционального развития ребенка.

Фон Клитцинг и др. ввели понятие триадной компетентности родителей; как диагностическую характеристику детско-родительских отношений в семье (Klitzing, 1999). Триадная компетентность включает в себя особенности личности родителей и их динамики в партнерстве, их способность к диалогу и триангуляции, гибкость их репрезентаций и непрерывность истории их детства и трансгенерационных отношений.

То есть «могут ли родители принять некоторую автономию ребенка, со- ответствующую его возрасту и, возможно, не совпадающую с их собственными видением такой автономии. Смогут ли они видеть третьего – аналитика – как их партнера в отношениях и без страха ощущать, что работа с психотерапевтом укрепляет доверие и любовь к ребенку» (Berger, 1991).

Главная задача психоанализа детей, по определению Анны Фрейд,– «вернуть ребенка на путь развития» (Фрейд А., 2016).

Однако даже идеальные созданные условия, в которых совершенно отсутствуют препятствия развитию ребенка и предоставляются любые возможности для его индивидуального развития, могут быть недостаточны для развития ребенка. В своей статье я уже останавливалась на роли «ревери» матери для развития ребенка и передачи ему способности альфабетизации (Даирова, 2021). Это огромный позитивный ресурс передающийся от родителей ребенку и помогающий ему на протяжении всей его жизни.

Психотерапия детей тесно связана с родительской парой, поэтому работы с родителями, выступает как стимуляция процесса анализа ребенка. Работа с родителями становится фактором изменений, продвигающий развитие ребенка в целом.

Но достичь доверительных отношений с родителями бывает не так просто. Часто, еще до начала терапии родители не замечают отклонений в поведении детей, или изменений в психическом состоянии ребенка. И обращаются за помощью к психотерапевту в последнюю очередь, когда другие методы воздействия на ребенка увенчиваются не успехом. Такую же реакцию мы нередко наблюдаем и у учителей и врачей, вначале к которым ребенок направляется.

Родители боятся обращаться к психотерапевту обычно из-за собственного чувства вины, для них уже само обращение часто означает, что они были плохими родителям. Поэтому детскому психотерапевту особо надо быть чувствительным к чувствам родителей и проговаривать вслух такие опасения.

В лучшем случае в психотерапевтической работе с семьей, возникают альянсы с ребенком и с родителями, между родителями и между родителями и ребенком. Неразрывно связанные между собой триады предъявляют огромные требования к триадным способностям всех участников, но прежде всего к терапевту.

Каждый из родителей, как ранее я уже говорила, приходит к терапевту уже сформированным собственным психическим миром. Ребенок родился в атмосфере двух миров (матери и отца). И он уже что-то интроецировал в собственный внутренний мир. Поэтому, терапевт также конфронтирует с партнерством между родителями, и между ребенком и родителями. И если терапевт не может быть достаточно гибким для того, чтобы интегрировать в себе изменяющиеся объектные отношения, то взаимоотношения всех участников не станут триадными, пересечения и диадные взаимодействия будут преобладать.

В работе с детьми мы сталкиваемся с переносом и контрпереносом всех объектов в триаде, которые могут мешать прогрессу и конструктивным рабочим отношениям между аналитиком и родителями. И без понимания и проживания переноса и контерпереноса, работа с ребенком не может развиваться. Еще до начала терапии или в ее начале, важно полностью вовлечь родителей в диагностический процесс. Необходимо понять, какой характер носит проблема ребенка – является ли она в большей мере внутрипсихической или межличностной. Если это межличностная проблема и симптом ребенка связан с неразрешенным межличностным конфликтом в семье, то это станет направлением работы в родительско-детском сеттинге.

Затруднять работу психотерапевта может, например:

Если симптомы ребенка служат для поддержания хрупкого баланса в семье. Например, болезнь ребенка является скреплением отношений меж- ду матерью и отцом.

Или если в семье есть «неразглашаемые» секреты или строгие табу. Например, тайна усыновления или религиозный запрет.

И конечно же, для хорошей терапии желательно, чтобы родители сами смогли хотя бы частично осознать проблемы связанные с их собственным воспитанием.

Работа детского психотерапевта- аналитика интересна и сложна. Она будет еще сложнее, если детский психотерапевт не будет помнить, что он «находятся в непрерывном поиске истины и смысла, хорошо понимая при этом, что они всегда будут фрагментарными и неполными» (Klitzing, 1999).

З. Фрейд в работе с маленьким Гансом, писал: «Что касается остального, пусть наш маленький исследователь преждевременно приобретает опыт, что всякое знание есть только частица и что на каждой ступени знания остается неразрешенный остаток».

Таким образом, предлагается относительно новый в детской психотерапии «триадный» подход на семейную работу, с учетом изучения взаимодействия внутренних миров родителей с внутренним миром ребенка. Эта теоретическая парадигма распространилась очевидно  в  связи  с  изменениями в современной культуре, которая стала более разнообразной внутри любого цивилизованного общества, а также более глобальной.

Литература

  1. Бион У. Р. Научение через опыт переживания. М.: Когито-Центр, 2008.
  2. Бион У. Р. Элементы психоанализа. М.: Когито-Центр, 2009.
  3. Бион У. Р. Внимание и интерпритация. М.: Когито-Центр, 2010.
  4. Даирова Р. А. Психоаналитический взгляд на жизнь семьи в период пандемии // Юнгианский анализ. 2021. № 1 (45). С. 140–148.
  5. Кляйн М. Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение // Пси- хоаналитические труды. В 7 т.
  6. Техника анализа детей и подростков / Под. ред. Гюнтер. М.: Юно, 2019.
  7. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.
  8. Фрейд З. О психотерапии. Собр. соч. в 10 т. Доп. том. Сочинение по технике лечения. СТД, 2006.
  9. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.
  10. Фрейд З. О начале лечения (дальнейшие советы по технике психоанализа – 1).
  11. Собр. соч. в 10 т. Доп. том. Сочинение по технике лечения. СТД, 2006.
  12. Berger M. Zu den Erfahrungen von und mit Eltern wahrend der psychoanalytishchen Behandlung ihrer Kinder // Zeitschrift für Kinderund Jugendpsychiatrie. 1991. T. 19. P. 175–181.
  13. Freud S. Lines of Advance in Psychoanalytic Therapy // SE. V. XVII. 1919. P. 157–168.
  14. Klitzing K. The role of the father in early family interactions // Infant Mental Health Journal. 1999. V. 20. P. 222–237.
  15. Winnicott D. W. Therapeutic Consultations in Child Psychiatry. London: Transworld, 1971.

References

  1. Berger M. Zu den Erfahrungen von und mit Eltern wahrend der psychoanalytishchen Behandlung ihrer Kinder // Zeitschrift für Kinderund Jugendpsychiatrie. 1991. T. 19. P. 175–181.
  2. Bion U. R. Nauchenie cherez opȳt perezhivaniya. M.: Kogito-Tsentr, 2008.
  3. Bion U. R. Elementȳ psikhoanaliza. M.: Kogito-Tsentr, 2009.
  4. Bion U. R. Vnimanie i interpritatsiya. M.: Kogito-Tsentr, 2010.
  5. Dairova R. A. Psikhoanaliticheskiĭ vzglyad na zhizn’ sem’i v period pandemii // Yungi- anskiĭ analiz. 2021. № 1 (45) S. 140–148.
  6. Freid A. Vvedenie v detskiĭ psikhoanaliz. M: Institut obshchegumanitarnȳkh issledo- vaniĭ, 2016.
  7. Freid Z. O psikhoterapii. Sobr. soch. v 10 t. Dop. tom. Sochinenie po tekhnike leche- niya. STD, 2006.
  8. Freid Z. Analiz fobii pyatiletnego mal’chika // Psikhologiya bessoznatel’nogo. M.: Prosveshchenie, 1990.
  9. Freid Z. O nachale lecheniya (dal’neĭshie sovetȳ po tekhnike psikhoanaliza – 1). Sobr. soch. v 10 tt. Dop. tom. Sochinenie po tekhnike lecheniya. STD, 2006.
  10. Freud S. Lines of Advance in Psychoanalytic Therapy // SE. V. XVII. 1919. P. 157–168.
  11. Klitzing K. The role of the father in early family interactions // Infant Mental Health Journal. 1999. V. 20. P. 222–237.
  12. Klyain M. Psikhoanaliticheskaya igrovaya tekhnika: ee istoriya i znachenie // Psikho- analiticheskie trudȳ. V 7 t.
  13. Tekhnika analiza deteĭ i podrostkov / Pod. red. Gyunter. M.: Yuno, 2019.
  14. Winnicott D. W. Therapeutic Consultations in Child Psychiatry. London: Transworld, 1971.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Все статьи
Детский психоанализ и детская психоаналитическая терапия – О.Г. Калина

Дата:19.12.2024

Методы детского психоанализа и детской психоаналитической психотерапии имеют долгую и сложную, столетнюю историю развития. Открытие Зигмундом Фрейдом исключительной значимости внутреннего психического мира ребенка, наполненного зачастую конфликтными чувствами, фантазиями, желаниями, позволило не только создать метод психоанализа взрослых пациентов, но и поставить вопрос: «Можем ли мы методом психоанализа помочь ребенку преодолеть его психологические проблемы и специфические затруднения […]

Подробнее
Психоаналитическая терапия – О.А. Левин

Дата:19.12.2024

В результате применения психоанализа постепенно стало обнаруживаться, что не все пациенты могут быть ему подвергнуты. Для некоторых пациентов не подходила высокая частота психоаналитических сеансов, другие слишком плохо чувствовали себя на кушетке, состояние третьих не улучшалось в связи с бескомпромиссностью базовой техники […]

Подробнее
Как найти психоаналитика? – И.Р. Минасян

Дата:19.12.2024

Для сведущего человека это не вопрос: конечно же, на сайтах Психоаналитических обществ Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА). В Москве таких обществ два: Московское Психоаналитическое Общество и Московская Группа Психоаналитиков. Там вы найдете имена психоаналитиков и обучающихся кандидатов в психоаналитики, которые соблюдают все лечебные стандарты МПА и руководствуются этическими нормами и правилами МПА.

Подробнее
Об одном соблазне телеанализа – О.А. Левин

Дата:18.12.2024

Психоаналитики знакомы с многочисленными соблазняющими факторами телеанализа: нет пространственного ограничения — вы и ваш пациент можете находиться на произвольном расстоянии друг от друга; не нужно никуда ехать, если обычно вы принимаете пациентов не в домашнем кабинете — достаточно иметь дома компьютер, интернет и нужный софт; можно быть одетым менее строго; можно находиться в согласии с […]

Подробнее
Психоаналитический взгляд на жизнь семьи в период пандемии – Р. А. Даирова

Дата:17.12.2024

В статье рассматриваются вопросы о влиянии пандемии на жизнь семьи. Реакция на социальную изоляцию детей и родителей. Провоцирование ранних тревог. Психоаналитическое исследование защит от угрозы жизни, опасности и неизвестности. Способности матери к ревери. Концепция Биона  о рождение мысли. Длительно текущая пандемия COVID-19, изменила жизнь обычных людей: семья, являющаяся первичной средой для развития человека, вынуждена изменить […]

Подробнее