Статья посвящена психоаналитическому обучению студентов по методу Эстер Бик как одному из звеньев на пути к профессиональной идентичности (психоаналитической).
Метод наблюдения за младенцем был разработан в Тавистокской клинике детским психоаналитиком Эстер Бик в 1949 году по просьбе Дж. Боулби как обучающий курс для будущих аналитиков. Метод направлен на понимание эмоциональной жизни детей первых двух лет жизни. Некоторые приложения метода были разработаны ею не только для обучения, но и для терапевтических целей.
Во время Второй мировой войны Бик работала в детском саду в Манчестере (1942–1945). В 1947 году она переехала в Лондон и продолжила психоаналитическое образование, став студенткой Мелани Кляйн и супервизанткой Дж. Стречи. В 1953 году Э. Бик стала действительным членом BPAS.
В научной литературе по психологии и психоанализу имеется множество источников, касающихся исследований ранних отношений матери с ребенком и влияния этих отношений на дальнейшее развитие человека. Казалось бы, все уже известно. Однако психоаналитическая работа с взрослыми пациентами вновь и вновь возвращает нас к истокам ранних отношений мать–дитя как источнику понимания внутреннего мира пациента. (Комарова Л.Э. 2004)
Личный опыт наблюдения за младенцем (Даирова Р.А., 2014) и супервизорская работа дают мне возможность немного приблизиться к пониманию формирования базовых структур психического мира, истокам становления личности и неустанно и с интересом открывать неизвестное в известном. Одним из уникальных методов такого исследования, на мой взгляд, является наблюдение за младенцем по методу Эстер Бик.
Так чем же уникален этот метод? И как возможно с помощью него получить опыт, открывающий путь к профессиональной идентичности?
О психоаналитической идентичности говорил Joseph (1988). Он описывает психоаналитическую идентичность как способность чувствовать и мыслить таким образом, чтобы способствовать наблюдению и размышлению о психическом функционировании другого человека. Это включает понимание аналитиком любых собственных чувств и предубеждений, которые могут помешать процессу.
Гринберг (Grinberg, 1990) приводит ряд характеристик, которые в совокупности образуют «психоаналитическое функционирование личности». К ним относятся:
• любопытство по отношению к психическому функционированию человека, которое распространяется более чем на одного человека;
• способность к самонаблюдению (интроспекции) и самоанализу;
• творческий потенциал;
• способность мыслить в неблагоприятных условиях (например, во время эмоциональной бури);
• способность к рассудительности, этическому поведению, избеганию отыгрывания вовне;
• способность выдерживать фрустрации, вызванные изоляцией, отсутствием быстрых результатов, а иногда непониманием;
• способность ждать и продолжать слушать с равномерно распределенным вниманием;
• способность выдерживать неопределенность, сомнения и полуправду без желания поиска объяснений и фактов.
По мнению Гринберга, все эти характеристики в совокупности составляют аналитическую идентичность; и он добавляет, что еще одним важным требованием является способность чувствовать, что каждый остается все тем же человеком, хотя изменения происходят.
Метод позволяет получить опыт психоаналитического обучения непосредственно в наблюдаемой семье, где родился младенец, и быть свидетелем развития ребенка, соприкасаясь с интенсивными инфантильными чувствами младенца, в естественной для него окружающей среде.
Наблюдение за младенцем начинается с формирования группы студентов, интересующихся истоками проявления ранних инфантильных чувств младенца, формированием внутреннего мира и заинтересованных в профессиональном развитии. В группу входят в среднем пять студентов-наблюдателей. Ведущим может быть опытный коллега, который прошел программу по наблюдению за младенцем и закончил личный анализ или имеет длительный опыт анализа. На первых встречах с группой студенты знакомятся с правилами программы и разбирают статьи по наблюдению за младенцем. (Папсуева О.В. 2011)
В поиске семей, готовых принять наблюдателя на два года, могут помочь коллеги, прошедшие наблюдение, или же личные связи студента с работниками поликлиник, где наблюдаются беременные женщины. По опыту могу сказать, что лучше выбрать обычную семью, не известную ранее наблюдателю, чтобы их не связывали личные отношения. Однако бывает так, что изначально семья производит хорошее впечатление, но позже выясняется, что мама младенца – алкоголичка, а папа принимает наркотики. Приведу пример из опыта супервизии. В многодетной семье наблюдатель столкнулся с такой проблемой. Периодически проводить наблюдение было невозможно. Наблюдателю приходилось прикладывать большие усилия, чтобы сохранить свою наблюдательную позицию и оставаться чувствительной к младенцу. Но бывали такие дни, когда приходилось вмешиваться в ситуацию, чтобы спасать детей.
Первую встречу наблюдателя с семьей или матерью ребенка можно сравнить с первой встречей пациента с психотерапевтом. В первом разговоре наблюдатель выражает благодарность маме за ее интерес к наблюдению и желанию предоставить возможность наблюдателю быть в семье и вместе с мамой разделять интерес к развитию младенца. Как правило, маме приятно, что есть еще кто-то, интересующийся ребенком.
Это важный момент начала наблюдения, когда происходит встреча студента-наблюдателя и младенца с его семьей.
Когда наблюдение началось, то студент эмоционально, погружаясь в таинственный мир младенца и соприкасаясь с очень ранними его чувствами, получает огромный опыт понимания примитивных чувств младенца.
После каждого посещения семьи пишется протокол наблюдения, в котором наблюдатель описывает свое впечатление, эмоцию младенца на взаимоотношения с матерью и ближайшими людьми, которые его окружали. Желательно описывать встречу с младенцем и его семьей в первые часы после посещения, так как в памяти сохраняются более близкие чувства младенца. Протокол обсуждается всеми участниками учебной группы на еженедельных семинарах. Каждый участник высказывает свои мысли, чувства в свободной от критики атмосфере. В конце высказывается наблюдатель, протокол которого обсуждался. Как правило, ассоциации участников совпадают с чувствами докладчика, и это помогает наблюдателю переносить и лучше понимать интенсивные чувства, с которыми столкнулся студент в наблюдениях. Можно сказать, что группа выполняет функцию контейнера непереносимых, тяжелых чувств наблюдателя. Также каждый участник получает новый опыт понимания эмоций другого младенца. Каждый младенец уникален по-своему, и в разных семьях свои взаимодействия между матерью и ребенком.
Особенность метода заключается еще и в том, что наблюдение проходит в обычной для младенца и его семьи обстановке. М. Кляйн и Д. Винникотт отмечали, что наблюдение за развитием младенца в естественной среде может дать ценный материал для понимания природы инфантильных переживаний.
Студент входит в семью так, чтобы не сильно влиять на сложившийся режим жизни. Он эмоционально включается во взаимоотношения с близкими для младенца людьми (родители, сиблинги, бабушки, дедушки, няни) и при этом не теряет позиции наблюдателя, оставаясь нейтральным. Находясь в семье, наблюдатель приближается к сильным, инфантильным чувствам младенца и сталкивается с собственными контрпереносными чувствами, а также с переносами людей, взрослых и сиблингов, которые окружают младенца. Бывает, что мать начинает конкурировать с наблюдателем за внимание к младенцу или сиблинги конкурируют с младенцем и хотят перетянуть внимание наблюдателя на себя. (Bion W.R 1969)
В связи с приходом наблюдателя младенец получает больше внимания от мамы, особенно если в семье есть и другие дети. Мама в этот момент близка к ребенку, хочет рассказать о нем больше, чувствуя, что наблюдателю это интересно. Это дает возможность маме восстановить прерванную из-за занятости другими детьми эмоциональную связь с младенцем. И младенцы ждут наблюдателя, радуются, когда он приходит. Это очень соблазняет наблюдателя. Иногда он может вносить свои конкурирующие чувства, и это мешает быть открытым к чувствам младенца или мамы.
Пример, как наблюдатель включается в отыгрывание, заменяя собой мать младенца.
Младенцу 6 месяцев 3 дня. Первый ребенок в семье. Родители – молодые люди, не имеющие собственной квартиры, переезжающие в дома то одних родственников, то других.
«Я села рядом с А. (младенец), который сидел передо мной на полу, вокруг были разбросаны игрушки, он играл с одной из них, я разговаривала с ним, М. (мать) ходила по дому, что-то делала. Был включен телевизор, и его звук очень мешал (мне казалось, очень громко), я взяла пульт и уменьшила громкость. А.захлопал в ладошки, я присоединилась к нему и негромко говорила фразу “Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!”. Ему явно нравилось играть, он улыбался и произносил звуки а, и. В комнату зашла М. и сказала, что включила громкий звук для А., так как “с А. никто не разговаривает”. Она тоже стала петь ладушки, но более громко и эмоционально, А. радостно хлопал, все тело задвигалось, он широко улыбался».
Еженедельное обсуждение протокола наблюдения в группе позволяло наблюдателю выдерживать и осознавать инфантильные чувства младенца и отчасти свои собственные (контрперенос, перенос). (Dubinsky, Alex.2010)
Оставаться в позиции наблюдателя бывает нелегко, поэтому вначале наблюдатель придерживается внешних правил, с которыми студент знакомится до вхождения в семью, на теоретических семинарах. Наблюдатель не может выполнять обязанности няни, давать советы по воспитанию ребенка или оценивать развитие младенца, иначе его будут воспринимать как всезнающего человека, и это может вызвать тревогу и напряжение у мамы (преследующего объекта). Иногда знания могут помешать наблюдателю фокусироваться на собственных чувствах, которые появляются между наблюдателем и младенцем. Наблюдателю бывает трудно устоять перед действиями мамы, которые противоречат знаниям, полученным ранее. И знания могут тоже подключаться как защита от интенсивных чувств наблюдателя.
Как говорит Лайза Миллер (1989): «Прямой контакт с мощными инфантильными чувствами вызывает сходные эмоции у тех, кто осуществляет этот контакт». Если наблюдатель проживает интенсивные чувства, ему тяжело самому с этим справиться, поэтому личный анализ и психотерапия необходимы.
Китти Шмидт так пишет об этом: Во время наблюдения бывает трудно осознавать всю интенсивность и мощь вызванных контрпереносных чувств, а также насколько зачастую трудно их контейнировать и оставаться в роли наблюдателя, не оказываясь втянутой в семью ребенка и / или поглощенной ею, насколько сложно сопротивляться принятию на себя роли терапевта, консультанта или советника. Если наблюдателю удается закрепиться в своей роли, создается психическое пространство, в котором возможно различать примитивные мысли и выносить запутывающий опыт (confusing experiences) до тех пор, пока он в конечном итоге не становится понятным. Чтобы удерживать эту ситуацию длительное время, нам необходимо уметь выносить тревогу, беспомощность и замешательство.
Бион полагал, что переполненному страданием, тревогой или чувством беспомощности ребенку, чтобы вернуться к благополучному психическому и физическому состоянию, нужен зрелый взрослый. Этот взрослый должен уметь выдерживать чувства, которые вызывает страдающий ребенок, таким образом позволяя душевному состоянию ребенка стать ощущаемым в своей, взрослой психике, и при этом избегая переполнения эмоциями. Если мать структурировала отчаяние ребенка и придала ему смысл, сам ребенок оказывается благодаря этому способным приписать переполняющим его чувствам определенное значение. (Именно это происходит при проективной идентификации). Чтобы удерживать эту ситуацию длительное время, нам необходимо уметь выносить тревогу, беспомощность и замешательство.
Наблюдатель сталкивается с интенсивным эмоциональным воздействием на него семьи новорожденного. Как говорит Эстер Бик: «Чтобы быть способным делать наблюдение, он (наблюдатель) должен, как предполагает и метод психоанализа, занять такое положение, которое будет вносить как можно меньшее искажение во все происходящее в семье. Он должен не столько заявить свою личность в качестве нового дополнения к семье, сколько позволить родителям, особенно матери, ввести его на ее усмотрение в свой домашний уклад. Но также он должен противостоять привлечению себя на роли, предполагающие интенсивную инфантильную трансференцию и, соответственно, контртрансференцию». (Bick E. 1964)
И в заключение хотелось бы подвести итог.
1. Наблюдение за младенцем дает студенту возможность получить опыт проживания чувств другого (младенца, родителей, сиблингов и других), понять свои контрпереносные чувства, столкнуться с переносными чувствами близких младенцу людей и частично осознать их.
2. Постепенно целый мир фантазий, с которым наблюдатель познакомится в ходе наблюдений за младенцем, обогащает терапевта способностью представлять возможный сценарий ранних отношений своих пациентов, и тогда можно соотносить здесь и сейчас терапевтических отношений со многими ситуациями, которые были связаны с ранними отношениями мать–ребенок. В то же время наблюдатель способен и контейнировать примитивную агрессию, тревоги или глубокое страдание своих пациентов и интерпретировать, что он чувствует как мать-отец-терапевт.
3. Наблюдатель должен проходить личную психотерапию или психоанализ, иметь клинический опыт не только в частных кабинетах, но и в различных учреждениях (детских садах, школах, центрах, больницах).
4. Очень важно, чтобы группа, обсуждая, не критиковала наблюдателя. Для группы важно, чтобы протокол был основой для работы ассоциативного мышления, как можно больше расширял взгляды участников обсуждения и приносил поддержку и пользу наблюдателю.
5. Наблюдение должно осуществляться в группе под обязательной супервизией человека, который прошел наблюдение в течение двух лет и личный анализ или имеет достаточный опыт личного психоанализа.
6. И, конечно же, супервизор группы также имеет более опытного супервизора-психоаналитика, имеющего опыт супервизии в группах наблюдения.
Библиография
1. Даирова Р.А. Наблюдение за младенцами, по методу Эстер Бик, как возможность научиться понимать язык тела ребенка довербального периода».
Научно-практический журнал Юнгианский анализ №1 (16) 2014- С. 73-78
2. Комарова Л.Э. Младенец. Ж.: Социальная психиатрия. Выпуск 1. – М., ГНЦССП им. В.П. Сербского, 2004 – С. 162-176
3. Папсуева О.В. Первый год жизни. Организация обучения наблюдению за младенцами в семье по методу Эстер Бик в Москве. Сборник материалов международной научно-практической конференции Днепропетровск, 2011
4. Bick E. Notes on Infant Observation in Psychoanalytic Training. International J. Psychoanalysis, Vol. 45. 1964
5. Bion W.R. Learning from Experience. London : Heinemann, 1969.
6. Dubinsky, Alex'The musings of babies: reflective thinking, emotion and the re-integration of the
good object', Infant Observation, 13: 1, 5 — 13(2010)
7. Grinberg J. Oedipus and Beyond. – Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1990
8.Joseph, Betty «Projective identification: some clinical aspects». New York: International Universities Press; (1988)
9. Miller. Lisa, Margaret Rustin, Michael Rustin and Judy Shuttleworth Closely Observed Infants. London: Duckworth. (1989).