Психоанализ составляет кластер теорий о структуре, функциях и развитии ментальных аспектов жизни человека, теорий о психопатологии и теорий о лечении. Приложение этих теорий к практике формирует базис как специальной формы психотерапевтического лечения – психоанализа, так и базис общих технических принципов психодинамических психотерапий.

То есть, психоанализ это не только метод лечения психических расстройств и, шире, способ оказания психологической помощи, но и глубокая психологическая теория о всех аспектах человеческой мотивации, поведения, развития и отношений. «Наша новая психология», как говорил З. Фрейд, который сформулировал самые первые психоаналитические теории и начал применять их в своей лечебной практике. Поэтому люди, взявшие эти теории на вооружение, часто используют их не только для лечения психических расстройств других людей, но и прикладывают их к разным другим областям деятельности, в которых проявляет себя их психика: к литературе, к драматическому искусству, к педагогике, к юриспруденции, к корпоративным отношениям и так далее.

Итак, помимо практического метода, психоанализ это психологическая теория, одна из многих психологических теорий, которые используются людьми для понимания самих себя: того, как они устроены, того, как функционирует их психика, почему они ведут себя так или эдак. Других психологических теорий много, они известны: например, это бихевиоризм. Или гештальтпсихология. Или экзистенциальная психология, а также иные теории. От всех остальных психологических теорий психоанализ отличается, прежде всего, тремя общепризнанными аспектами.

Первое. Это положение о примате или о ведущей роли бессознательного. Бессознательным называется совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека. Второе – это положение об инфантильной, то есть, о детской сексуальности. Здесь имеется в виду, что ребенок наделен эротическим влечением с рождения, но это влечение отличается от сексуального влечения взрослого человека. Инфантильная сексуальность это не «про секс». Третий аспект составляет положение о бессознательном переносе пациентом на психоаналитика своих чувств и отношений, проявлявшихся ранее к другим лицам, особенно к значимым фигурам детства.

 

Психоаналитические общества и учебные группы, входящие в состав Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА), в том числе наша группа, не являются коммерческими организациями. Они существуют только на взносы своих членов. Члены этих обществ и групп не получают зарплаты и не получают никакого дивиденда с прибыли обществ и групп, так как они вообще не извлекают прибыли из своей деятельности...
Что может дать человеку прохождение собственного психоанализа? Из самого названия метода следует, что он позволяет человеку узнать и понять, как устроена его психика, его внутренний психический мир чувств, переживаний, мыслей, фантазий. Он может обрести понимание, которое возникает в результате эмоционального опыта переживания себя, своих собственных затаенных, скрытых частей личности...
Для сведущего человека это не вопрос: конечно же, на сайтах Психоаналитических обществ Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА). В Москве таких обществ два: Московское Психоаналитическое Общество и Московская Группа Психоаналитиков. Там вы найдете имена психоаналитиков и обучающихся кандидатов в психоаналитики, которые соблюдают все лечебные стандарты МПА...
В результате применения психоанализа постепенно стало обнаруживаться, что не все пациенты могут быть ему подвергнуты. Для некоторых пациентов не подходила высокая частота психоаналитических сеансов, другие слишком плохо чувствовали себя на кушетке, состояние третьих не улучшалось в связи с бескомпромиссностью базовой техники психоанализа...
Методы детского психоанализа и детской психоаналитической психотерапии имеют долгую и сложную, столетнюю историю развития. Открытие Зигмундом Фрейдом исключительной значимости внутреннего психического мира ребенка, наполненного зачастую конфликтными чувствами, фантазиями, желаниями, позволило не только создать метод психоанализа взрослых пациентов, но и поставить вопрос...