Психоанализ составляет кластер теорий о структуре, функциях и развитии ментальных аспектов жизни человека, теорий о психопатологии и теорий о лечении. Приложение этих теорий к практике формирует базис как специальной формы психотерапевтического лечения – психоанализа, так и базис общих технических принципов психодинамических психотерапий.
То есть, психоанализ это не только метод лечения психических расстройств и, шире, способ оказания психологической помощи, но и глубокая психологическая теория о всех аспектах человеческой мотивации, поведения, развития и отношений. «Наша новая психология», как говорил З. Фрейд, который сформулировал самые первые психоаналитические теории и начал применять их в своей лечебной практике. Поэтому люди, взявшие эти теории на вооружение, часто используют их не только для лечения психических расстройств других людей, но и прикладывают их к разным другим областям деятельности, в которых проявляет себя их психика: к литературе, к драматическому искусству, к педагогике, к юриспруденции, к корпоративным отношениям и так далее.
Итак, помимо практического метода, психоанализ это психологическая теория, одна из многих психологических теорий, которые используются людьми для понимания самих себя: того, как они устроены, того, как функционирует их психика, почему они ведут себя так или эдак. Других психологических теорий много, они известны: например, это бихевиоризм. Или гештальтпсихология. Или экзистенциальная психология, а также иные теории. От всех остальных психологических теорий психоанализ отличается, прежде всего, тремя общепризнанными аспектами.
Первое. Это положение о примате или о ведущей роли бессознательного. Бессознательным называется совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека. Второе – это положение об инфантильной, то есть, о детской сексуальности. Здесь имеется в виду, что ребенок наделен эротическим влечением с рождения, но это влечение отличается от сексуального влечения взрослого человека. Инфантильная сексуальность это не «про секс». Третий аспект составляет положение о бессознательном переносе пациентом на психоаналитика своих чувств и отношений, проявлявшихся ранее к другим лицам, особенно к значимым фигурам детства.