"Наблюдение за младенцем по методу Эстер Бик" - Раиса Алтаевна Даирова
 

В программе могут участвовать психотерапевты, психологи, психиатры, и другие специалисты, интересующиеся ранним развитием ребенка и желающие получить психоаналитическое образование.

Метод наблюдения за младенцем предложила Эстер Бик в 1948 году как одну из частей аналитического обучающего курса для детских психотерапевтов Тэвистокской клиники. Постепенно метод стал краеугольным камнем процесса обучения для построения терапевтических методов.

Метод Эстер Бик дает уникальную возможность получить опыт проживания и понимания инфантильных чувств ребенка, которые живут во взрослом человеке. Быть у истоков формирования внутреннего мира ребенка, будущего взрослого.

Метод предусматривает максимальное приближение студента к самым начальным истокам эмоциональной жизни младенца, при естественных условиях пребывания младенца в семье.

Постепенно целый мир фантазий, с которым студент- наблюдатель познакомится в ходе наблюдений за младенцем, обогащает его способностью представлять возможный сценарий ранних отношений своих пациентов, и тогда можно соотносить здесь и сейчас терапевтических отношений со многими ситуациями, которые были связаны с ранними отношениями мать–ребенок. В то же время наблюдатель способен и контейнировать примитивную агрессию, тревоги или глубокое страдание своих пациентов и интерпретировать, что он чувствует как мать-отец-терапевт.

 

На семинаре студент – наблюдатель получает опыт:

1. эмоционального проживания взаимодействия с семьей (с матерью, с отцом, сиблингами и близкими людьми ребенка), не теряя позиции наблюдателя.

2. переносить (справляться) труднопереносимые чувства - непонимания, неизвестности, безисходности, с которыми встречается наблюдатель в ситуации наблюдения.

3. замечать контрпереносные чувства и не вмешиваться в естественную атмосферу семьи.

4. сдерживать переполняющие эмоции, при виде, как родители делают противоположные вашему понятию действия.

5. работать в группе, уважать любое мнение студента. Выражать свое мнение без критики. Соблюдать конфиденциальность.

 

Структура и правила семинара:

1. Семинары проходят еженедельно, в течение 2-х лет.

2. Длительность семинара 1 час 15 минут.

3. В группу входят не более 5-ти студентов-наблюдателей, которых интересует раннее эмоциональное развитие младенца.

4. На первых встречах участники группы, знакомятся с правилами проведения метода наблюдения за младенцем.

5. Наблюдатель находит семью, где родился или должен родиться ребенок. Рассказывает родителям о своем желание вместе с матерью наблюдать развитие ребенка. Рассказывает о сроках и о правилах наблюдения. Семьи, принимающие участие в программе по наблюдению, не должны быть в родственных, дружественных или профессиональных отношениях с наблюдателями.

6. Наблюдение за младенцем происходит 1 раз в неделю в течение часа на протяжении двух лет (за исключением праздничных дней, отпуска, болезни). После каждого посещения семьи, наблюдатель пишет протокол наблюдения, в котором отражает эмоциональную реакцию младенца и матери, на их взаимодействие, подмечает телесные реакции пары и наблюдает за естественным ходом развития. Наблюдатель является эмпатическим слушателем, не делает критических комментариев и не дает советов, стараясь не вмешиваться в отношения пары «мать-дитя».

7. Важно, чтобы при обсуждении протокола, атмосфера в группе оставалась быть доброжелательной. Лишенной критики со стороны коллег и супервизора. Важно, чтобы протокол был основой для работы ассоциативного мышлении участников и приносил поддержку и пользу наблюдателю.

8. Студент-наблюдатель должен быть в личном психоанализе или иметь длительную психоаналитическую психотерапию, желательно иметь клинический опыт не только в частных кабинетах, но и в различных учреждениях.